Долговой кризис в Греции невозможно разрешить, просто выделив ей очередной пакет помощи или списав часть ее долга, считают экономисты Центра макроэкономических исследований российского Сбербанка Константин Козлов и Андрей Синяков.
Центробанки по всему миру после кризиса-2008 проводят политику "количественного смягчения"(QE) - на свеженапечетанные деньги скупают ценные бумаги или выдают кредиты с той же целью банкам. Многие экономисты относятся к операциям подобного рода без уважения - мол, они никак не помогают возобновить рост, спасают ущербные банки, замораживают и даже усугубляют структурные проблемы стран.
В июне прошлого года закончился второй раунд QE в Америке, а инвесторы последние полгода ждут от ФРС США третий раунд. Тем же занят и банк Англии.
У Европейского ЦБ нет возможности провести QE напрямую - мешают политические разногласия в Европе. Глава ЕЦБ Марио Драги придумал более изощренный способ - напечатанные деньги он раздал банкам.
В США деньги в реальный сектор не попали, а восстановление экономики остается медленным. Экономика Великобритании уже несколько лет стагнирует, а еврозона в этом году может попасть в рецессию.
Спирус Андреопулус из банка Morgan Stanley составил своеобразный FAQ по "количественным смягчениям", попытавшись развенчать все связанные с ними мифы.
За последние годы количество активов на балансах центробанков заметно выросли

Если QE не работает на реальную экономику, то зачем регуляторы его проводят?
Количественное смягчение, на самом деле, сработало. Добиться быстрого и мощного роста экономики с помощью него нельзя. Зато можно поддержать рост через финансовые рынки, ведь цены на активы будут высокими. Компаниям из-за снижения ставок по облигациям станет легче занимать, а растущая инфляция заставит население больше покупать.
Мотивация регуляторов понятна: дефляция таит в себе куда большие риски для экономики, а с помощью QE эту проблему можно решить. Эффективность количественного смягчения снижается после того, как этот инструмент был использован несколько раз. Однако центробанки это не останавливает, ведь другими инструментами проблему дефляции решить нельзя.
Количественное смягчение привело к росту инфляционных рисков. Разве это не подорвало экономический рост?
Ожидания высокой инфляции снижают потенциальную доходность от инвестиций, в результате вкладывать в экономику никто не хочет и рост замедляется. Однако это происходит только при очень высокой инфляции - значения должны быть двузначными. Ни в США, ин в Европе этого пока даже близко нет. Экономические и политические проблемы, а также растущие цены на нефть сейчас инвесторов пугают куда больше, чем инфляция.
Однако угроза роста инфляции сохраняется. Центробанки могут, например, не рассчитать и слишком поздно остановить скупку активов. Тем более, они практически не контролирует избыток средств в коммерческих банках, который может образоваться из-за QE. А те могут начать чересчур активно кредитовать население под слишком низкие ставки, а это разгонит инфляцию.
Не затормозит ли обилие ликвидности на рынке рост ставок и нормализацию денежной политики?
Рост активов центробанка может отразиться лишь на ставках рынка однодневного долга - важно, чтобы на этом рынке не было избытка ликвидности. Его необходимо регулировать в том числе с помощью интервенций, также центробанк может поднять процентную ставку. Это нормализирует ситуацию на рынке.
Может ли население потерять доверие к центробанкам? Что в этом случае произойдет?
Это самый серьезный риск. После финансового кризиса центробанки, чтобы помочь финансовым рынкам, скупили множество активов и, тем самым, взяли на себя нежелательный риск. Взамен бизнес скупил обязательства самих центробанков, в том числе в виде валюты. Регуляторы могут выпускать бесконечное количество таких обязательств, но, тем не менее, важно, подкреплены ли они экономическими показателями. Доказать это невозможно, все держится на доверие к государству.
Если центробанк потеряет доверие населения, то люди примутся сметать товары с полок магазинов - это приведет к обесцениванию валюты и разгонит инфляцию.
Тем временем на фоне событий в Греции, несмотря на предпринятые меры, нарастают проблемы в европейских банках.
Европейский центробанк выдал банкам трехлетние кредиты под 1% годовых на €530 млрд (про программе LTRO). Всего Европейский центробанк в банковскую систему влил примерно €1 трлн. Чиновники в ЕЦБ надеются, что эти деньги оживят экономику, но вряд ли они помогут изменить бизнес-модели банков и решить другие структурные проблемы, считает рейтинговое агентство Standard & Poors - последовательный критик властей ЕС и главный "враг" Европарламента.
Деньги взяли 800 европейских банков, а спрос на кредиты оказался выше, чем в декабре, когда банки заняли €489 млрд. Такой высокий спрос заранее был признан экономистами крайне тревожным показателем - это значит, что Европа не может жить без вливания свеженапечатанных евро.
Однако третьего раунда LTRO ЕЦБ пока не планирует. Некоторое время у банков будут средства на покупку гособлигаций проблемных стран еврозоны, а также на улучшение собственных балансов. Однако велик риск и того, что деньги ЕЦБ уйдут на "керри трейд"- спекуляции валютами развивающихся стран.
В Standard & Poors полагают, что теперь, благодаря действиям ЕЦБ, вряд ли возможен кризис ликвидности в европейской финансовой системе, а рецессия в странах еврозоны будет более мягкой. Еще до проведения LTRO рейтинги многих банков спасло лишь то, что ЕЦБ обещал им помощь. Помощь эта превзошла все ожидания Standard & Poors. ЕЦБ также оживил рынок госдолга, который фактически впал в кому в конце 2011 года.
Банки увеличили свои депозиты в ЕЦБ до €697 млрд в конце февраля - по большей части это средства от первого LTRO, отложенные банками на "черный день". Это означает, что у банков пока достаточно ликвидности.
В Standard & Poors прогнозируют новый рост напряженности в еврозоне - тогда эта подушка и пригодится банкам.
ЕЦБ фактически выстроил защиту для долгов суверенных заемщиков.
В 2012 году европейские банки займутся снижением своих долгов, будут продавать или закрывать филиалы, выявлять проблемные активы и наращивать капитал. Эти структурные реформы затронут в основном банки из стран PIIGS.
Главная проблем теперь, по мнению рейтингового агентства - пережить возвращение кризиса через три года. Кредиты LTRO будут погашаться одновременно. Это увеличит нагрузку на банки ЕС до запредельных и приведет к оттоку ликвидности.
Банки южной Европы попали в полную зависимость от ЕЦБ: особенно велика она у греческих (не участвовали в LTRO), португальских и ирландских банков. Охотно привлекали кредиты ЕЦБ также итальянские и испанские банки. Однако большинство банков из Северной Европы в хорошем состоянии, самые низкие риски - в Германии и Швейцарии.
Однако бизнес-модели европейских многих европейских банков неэффективны. Долгое время они были клиентоориентированной - на фоне снижающихся доходов населения поддержать такую модель будет сложно. ЕЦБ просто "купил время" таким банкам на решение их проблем. Активы таких банков - инвестиции в недвижимость, суверенные облигации, а так же активы, отданные ими в залог по кредитам LTRO, токсичны: нет никакого реального способа оценить риски по производным от суверенных облигаций. А условия для выдачи кредитов в еврозоне ухудшаются:
 В 2011 году доходы европейских банков снизились: только выручка шести крупнейших банков сократилась на 20%. В этом году падение продолжится. Это связано со снижением деловой активности в Европе и замедляющимся экономическим ростом. Банкам придется меняться, иначе их ждет снижение рейтингов: сейчас негативный прогноз у S&P по 27 из 50 европейских банков, которые отлеживает агентство.
Этот же год начался со снижения рейтингов европейских банков: 
|